Об основных принципах развития российского законодательства о недрах


super
  • Автор: Василевская Д.В.

Об основных принципах развития российского законодательства о недрах

Развитие и совершенствование законодательства о недрах в настоящее время является одним из ключевых пунктов российской государственной политики, что объясняется как большим социально – экономическим эффектом, получаемым государством от деятельности, связанной с пользованием недрами, так и инвестиционной привлекательностью указанной сферы.

Законодательство о недрах в России достаточно динамично развивается: в Закон Российской Федерации «О недрах», являющийся основным нормативным правовым актом в этой сфере, в августе 2004г. были внесены изменения и дополнения, объем которых был достаточно широк и охватывал собой многие элементы системы недропользования, остановимся на характеристике двух наиболее значимых моментов.

Первое – это изменение механизма реализации принципа совместного ведения

Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере недропользования.

Изменениями и дополнениями было установлено, что полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования, и, прежде всего, федерального органа управления государственным фондом недр значительно расширяются, существовавший ранее принцип «двух ключей» заменяется принципом принятия решений на федеральном уровне.

Таким образом, если ранее для принятия того или иного решения в сфере недропользования было необходимо получить согласование уполномоченного лица как на уровне соответствующего субъекта федерации, так и на федеральном уровне, то в настоящее время необходимо решение только федерального органа управления государственным фондом недр, что очевидно, упрощает и ускоряет все административные процедуры.

Что еще позволили сделать внесенные в Закон поправки? Впервые за всю историю системы лицензирования пользования недрами, была подготовлена двухлетняя программа лицензирования пользования недрами, включающая в себя перечень планируемых к проведению аукционов на пользование недрами. Таким образом, компании – недропользователи получают возможность заранее ознакомиться со всем перечнем объектов лицензирования, качественно подготовиться к участию в аукционе и успешно принять в нем участие. Перечень аукционов, планируемых к проведению в 2005г. размещен на официальном сайте Министерства природных ресурсов Российской Федерации по адресу – www.mnr.gov.ru.

Второй момент, на котором мне хотелось бы остановиться – это некоторые нововведения в части предоставления права пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых при установлении факта открытия месторождения в результате проведения работ по геологическому изучению недр за счет собственных средств пользователя недр.

Поправками, внесенными в Закон Российской Федерации «О недрах», было установлено, что пользователь недр в случае установления факта открытия месторождения полезных ископаемых, должен возместить расходы государства на поиски и оценку полезных ископаемых на этом участке недр (в случае, если такие расходы имеются).

Каким образом эта норма влияет на инвестиционную привлекательность геологического изучения недр?

До вступления этого положения в силу, пользователи недр, в случае установления факта открытия месторождения в результате геологического изучения не могли претендовать на безаукционное получение права пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых, в случае если в геологическое изучение этого участка недр ранее были вложены государственные средства. При этом, практика показывает, что вложение государственных средств в геологическое изучение недр в том или ином объеме осуществлялось по значительному числу объектов.

После вступления нормы в силу, пользователь недр, открывший месторождение и компенсировавший расходы государства на геологическое изучение участка недр (в случае их наличия) имеет право на автоматическое получение права пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых.

Как указывалось выше, поправки, внесенные в Закон Российской Федерации «О недрах» в 2004г. были достаточно значительными для российской системы недропользования, в их развитие были приняты необходимые подзаконные акты на уровне постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных актов Министерства природных ресурсов Российской Федерации, которые позволят реализовывать на практике установленные Законом нормы и принципы.

Далее, остановимся на характеристике концептуальных положений подготавливаемого в настоящее время проекта федерального закона «О недрах», который был одобрен 17 марта 2005г. на заседании Правительства Российской Федерации.

Что принципиально нового содержится в этом законопроекте? Прежде всего, это введение гражданско – правовых методов регулирования отношений недропользования на основе специальных договоров – договоров пользования участками недр.

Регулирование отношений между государством и пользователем недр специальным договором, дает возможность детально прописать в нем права и обязанности каждой из сторон, определить санкции за неисполнение взятых на себя договорных обязательств, что в итоге позволить создать прозрачную систему отношений между государством и пользователями недр, построенную на принципах взаимной ответственности.

Кроме того, введение договорных отношений упростит процедуру передачи права пользования недрами от одного пользователя недр к другому, позволит ввести и развивать механизм залога права пользования недрами, что в значительной степени либерализует отношения недропользования.

Акцентируем особое внимание на то, что в связи с переходом на договорные отношения принудительный переход с лицензионной на договорную систему не предусматривается. Пользователи недр, получившие соответствующие лицензии до вступления закона в силу могут продолжать работать по этим лицензиям в соответствии с установленными в них условиями, либо по взаимному согласию с компетентными государственными органами - перейти на договорные отношения.

Далее, сосредоточим внимание на едва ли не самом дискуссионном вопросе, активно обсуждаемом во властных структурах, на форумах и конференциях, в средствах массовой информации. Это – проблема ограничения иностранного участия в проектах, связанных с пользованием недрами. При обсуждении этой нормы законопроекта, порой имеют место высказывания о том, что Российская Федерации намерена вообще не допускать иностранного участия, ограничивать его первыми процентами в уставном капитале юридического лица и прочее.

Это совсем не так, Россия заинтересована в негосударственных инвестициях в сферу недропользования, в том числе, в и иностранных инвестициях.

Итак, что же в действительности закреплено в нормах законопроекта? В нем определяется, что пользователями недр на территории Российской Федерации могут быть лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть резиденты.

Как показывает мировая практика, норма подобного содержания является стандартной, и как представляется, не создаст больших трудностей и барьеров для компаний, желающих работать в России.

Относительное ограничение иностранного участия в соответствии с законопроектом, может распространяться только на уникальные, стратегические месторождения полезных ископаемых. Перечень таких месторождений будет определяться Правительством Российской Федерации; очевидно, что обширным такой перечень быть не может.

Рассмотрим указанные в законопроекте ограничения иностранного участия по уникальным, стратегическим месторождениям. В проекте определяется, что по таким объектам российское участие должно составлять более половины, а иностранные участники могут владеть оставшейся долей.

Таким образом, в соответствии с проектом федерального закона «О недрах», ниша для иностранного участия в проектах по освоению даже уникальных, стратегических месторождений – существует.

В заключении укажем, что в настоящее время проект федерального закона «О недрах» находится в процессе подготовки к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, где над ним будет проведена большая работа.

0




Отзыв пользователя


Комментариев нет



Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Для публикации сообщений необходимо войти в систему

Создать учётную запись

Для получения доступа к сервисам портала необходима регистрация. Это просто и бесплатно!


Зарегистрироваться на сайте

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас