Jump to content
Русский Золотой Портал

Recommended Posts

Ну вот ....живу я в Краснодарском Крае.... два моря.... куча маленьких вулканов.... лес просто шикарный - от вековых дубов и буков до карабельных сосен.....класс! От Краснодара до Черного моря 120 км..... каштан фундук грецкий ...настоянные на чаче....Вы не поверите........

 

Забыл....прошел я не мало разщелин..... окаменелости мелового....до каменных наконечников стрел.....торчащие из бруствера реки амфоры.....и столпы из полированного гранита с вязью...... каменные ванны с горной водой......когда в нее ложишься...форель мимо ушей плавает...... тишина курганов и давно забытых поселений.......

  • Отлично 1

Share this post


Link to post

 

Слухайте и не благодарите :)

Share this post


Link to post

О рязанской самобытности и поместной идентичности

В рамках отработки разного рода локальных туристических продуктов регулярно возникает вопрос «Нужно, что-то своё, непохожее на других, самобытное, аутентичное, в общем, исконно рязанское» И тут постоянно возникает одна и та же ситуация. Либо то, что предлагают люди уже давно застолблено в соседних областях по принципу «Кто первый встал того и тапки». Либо найти некую самобытную общность просто не получается, как с той же «бабой рогатой». Потому что краеведческие музеи по всей Рязанской области хранят множество старинных женских свадебных костюмов и «рогатый» головной убор попадается очень редко. И вот, на прошлой неделе, в ходе прочтении летописных материалов я обнаружил одну интересную информацию.

Как пишут иностранные путешественники 16-го века Олеарий, Гваньини и Петрей «В 1568 году свирепые Татары опустошили вконец область Рязанскую; но как сия страна плодородием своим превосходила все прочие области, и прежде доставляла Государям доход весьма значительный, то Великий Князь (Иван Грозный) по удалении татар, переселил в оную из других областей множества народу» И действительно, поход Дивлет Гирея с 60-и тысячным войском на Рязань состоялся в 1564 году, не сумев взять штурмом Переславль, татары опустошили область и угнали людей от мала до велика в рабство. Земля опустела и по приказу царя область рязанскую заселили людьми из множества других областей московского царства.

В итоге получилось настоящее вавилонское столпотворение народностей, этносов и культур. И тут необходимо уяснить, что ещё лет 200 назад, разница в языковых диалектах была такой, что тульский крестьянин мог с трудом понимать вологодского. Чего уж говорить о культурных традициях, праздничных обрядах, понятиях и просто житейских законах. Что получилось в итоге? Если кто-то думает что со времён Ивана Грозного и до начала 20-го века эта мультикультурная разнородность могла образовать некое единство, то уверяю вы ошибаетесь.

Как пишет Дмитрий Тихомиров в «Записки об археологических исследованиях в Рязанской губернии» Москва 1844 год тип. Селиваносвкого.
«Известные племена Мещеряки и Ягуты, их нравы и обычаи обильный материал для Историка. Вот ещё новая причина думать о разноплемённом населении Рязанского княжества; сколько мы могли заметить в Спасском уезде в селениях: старой Рязани, Вышгород, Ижевском, Городном, Константинов и других жители отличаются нравами и обычаями даже их самая одежда слишком разнообразна: шушпаны, кички, поневы и сороки у женщин; зипуны, кафтаны, шапки и малахаи у мужчин, одни от других разичествуют и напоминают быт древних Русских, Татар, Мордвы, Литвы и других народов».

Вот в этом многонациональном различии культур, традиций и нравов и есть уникальность рязанского края. У нас в одном селе могли жить и мирно существовать татары, староверы, мордва, владимирцы, туляки, пермяки - солёные уши, раскольники безпоповцы, малоросы и после очередного польского мятежа всё это разнообразие дополнялось польской интеллигенцией. Поэтому абсолютно традиционным для рязанских деревень и сёл могли быть различные вкусности и кушанья. Тюркская дымляма, и смоленские творожники, мордовские шанежки и поволжская уха, скоромная кухня староверов и желанный разносол малороссов, панские наливки и владимирская медовуха. До 20-го века рязанская губерния была своеобразной миниатюрой всей Российской империи. Вот где наша уникальность, неповторимость и задел для развития туристического потенциала.

В качестве иллюстрации фотография начала 20-го века. крестьяне Титаковы села Выжелес Спасского уезда, в традиционных для этого села праздничных нарядах

ВК Поисковоисторический клуб "Старец"

44.jpg

Share this post


Link to post

Ну, у нас одно племя, мурома, кривичи, мордва, татары и тд :)

  • Понравилось 1

Share this post


Link to post

-- История села Ямбирно------------------------------------------ Окрестности села Ямбирно были заселены людьми издревле. В 250 м к юго-востоку от села, на правом берегу реки Цны, находится поселение Ямбирно эпохи бронзового и раннего железного веков (2—1 тыс. до н. э.). Здесь же обнаружены остатки поселения XV—XVII вв.[5] Изначально Ямбирно было мордовской деревней, возникшей на берегу реки Цны не позднее середины XVI в. Впервые деревня Ямбирно упоминается в писцовых книгах Федора Чеботова при описании вотчин великой инокини Марфы Ивановны в Верхоценской волости Шацкого уезда за 1623 г., где ей дается следующее описание: «Деревня Янбирина на реке на Цне, в ней крестьянские пашни 24 четьи в полуосминою и с полполполтретником, да мордовские пахаты 7 четьи без полуосмины, и обоего крестьянские и мордовские пахаты 31 четьи и полполполтретника в поле, а в дву потомуж, сена по врагу у крестьян и у мордвы вопче 18 копен».[6] В то время большая часть мордвы придерживалась традиционных народных верований, исповедовала язычество. В 1654 г. преосвященный Мисаил, архиепископ Рязанский и Муромский, испросив благословение у Патриарха, в сопровождении нескольких священников отправился с миссионерской поездкой по мордовским селениям и крестил более 300 человек. В 1655 г. владыка Мисаил отправился во вторичную миссионерскую поездку в восточные районы своей епархии, крестив при этом около 4200 человек татар и мордвы. П. И. Мельников-Печерский писал, что, «переезжая из места в место, Мисаил… крестил мордву, заставляя рубить их священные рощи и сожигая срубы на их кладбищах».[7] Эти действия вызвали недовольство местного населения, которое часто отказывалось креститься. 1 апреля 1655 г. на пути от села Березово к деревне Ямбирно владыку окружили язычники. Свита разбежалась, а Мисаил стал убеждать возбужденных людей уверовать во Христа, но один из них выстрелил в него из лука. Стрела попала в район сердца. Истекающего кровью владыку Мисаила посадили в сани и привезли в близлежащее село Агломазово, где он 10 апреля 1655 г. скончался. После убийства архиепископа Мисаила большая часть мордвы ушла из окрестных деревень, опасаясь репрессий властей, и они окончательно заселяются русскими крестьянами. В настоящее время Мисаил почитается как местночтимый святой Рязанской епархии в лике священномучеников. По данным переписных книг за 1710 г. в деревне Ямбирно насчитывалось 10 крестьянских дворов, в коих проживало 40 душ мужского и 24 женского пола.[6] По итогам 3-й ревизии в 1764 г. деревня Ямбирно числилось в вотчине обер-шталмейстера Льва Александровича Нарышкина (1733+1799 гг.), и в ней насчитывалось 33 двора, в коих проживало 108 душ мужского и 106 женского пола.[6] Деревня Ямбирно принадлежала Нарышкиным и позднее, но в конце XIX в. часть их имения здесь была приобретена Иваном Емельяновичем Сельдемировым, построившими в Ямбирно в 1893 г. усадебный дом с хозяйственными постройками. К 1911 г., по данным А. Е. Андриевского, деревня Ямбирно относилась к приходу Преображенской церкви села Инина Слобода и в ней насчитывалось 81 двор, в коих проживало 259 душ мужского и 276 женского пола. К этому времени Ямбирно являлось административным центром Ямбирнской волости Шацкого уезда: здесь размещались волостное правление, медпункт и смешанная земская школа.[8] В годы Октябрьской революции 1917 г. и последовавшей Гражданской войны 1918—1920 гг. деревня Ямбирно становится одним из опорных пунктов советской власти в Шацком уезде. Здесь действовал влиятельный комитет бедноты (комбед), принявший, по воспоминаниям первого председателя Шацкого укома РКП(б) А. П. Иванова, на общем собрании исторический документ-протокол: «Беднота, находясь в очень критическом положении в отношении продовольственного вопроса, уяснив себе отношения и взгляды местных кулаков и мироедов, пришла к неуклонному бесповоротному решению: воедино сплотиться и общими силами бороться с нашими вековыми угнетателями, так как дорога с деревенской буржуазией — нашим злейшим врагом, приводит всех к безвыходному положению…Мы все не хотим больше оставаться беспартийными, и все как есть вступаем в самую справедливую пролетарскую и крестьянскую партию».[9] Под этим протоколом поставили подписи 17 человек. В дальнейшем по инициативе комбеда и новых членов РКП(б) в деревне были проведены реквизиции имущества зажиточных крестьян, в лучших домах деревни, принадлежавших ранее кулакам, начали работать волостной совет, клуб, изба-читальня и здравпункт. Земли помещичьей экономии, наделы духовенства, излишки пахотных и луговых угодий, захваченные кулаками, были распределены среди крестьян деревни по числу едоков. При проведении сева малоимущим оказывалась помощь семенами, безлошадным — тягловой силой. При поддержке продотряда было реквизировано у кулаков и отправлено в голодающие районы страны свыше 20 тыс. пудов хлеба. Это привело к ответной реакции зажиточных крестьян. В одну из ночей кулаки схватили и сожгли живьем на кострах, привязав к оглоблям, шестерых из тех, кто стал первыми коммунистами на деревне, в том числе и секретаря партячейки, председателя комбеда С. Половинкина, участника Октябрьской революции 1917 г. в Петрограде.[9] В советское время Ямбирно оставалось административным центром волости, затем сельского совета, в связи с чем его статус был повышен, и оно стало писаться селом. Здесь действовал крахмальный завод, в 1930-е гг. был организован колхоз. ----------------------------------Достопримечательности----------------------------------------- Поклонный крест на месте убийства язычниками священномученика Мисаила, архиепископа Рязанского и Муромского, в 1655. Установлен по дороге от Ямбирно на город Сасово. Усадьба дворян Сельдемировых, конец XIX — начало XX вв. Сохранность средняя: сохранились усадебный дом, служебный флигель, хозяйственные постройки и усадебный парк.[10] --------------------------------------Известные уроженцы------------------------------------- Фёдор Фёдорович Куприянов (1924—1996 гг.) — авиаконструктор, доктор технических наук, заслуженный изобретатель РСФСР, дважды лауреат Государственной премии СССР.

  • Понравилось 1

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


×
×
  • Create New...