Подготовлено С.А. Егуповым
под руководством М.И. Лескова
Номады на Лондонской Бирже Альтернативных Инвестиций
(Alternative Investment Market / AIM)
(Продолжение)
«Множество факторов влияет на то, сколь активным будет интерес потенциальных акционеров к IPO и впоследствии к акциям эмитента. Некоторые из низ зачастую находятся вне его контроля. Однако в любом случае, ОАО не может просто сидеть и ждать, когда в ее двери станут вовсю стучаться инвесторы. Как ни странно, но для многих компаний становится сюрпризом то, какую активную роль они теперь должны играть в связях с инвесторами, помогая проявляться интересу к компании и ее продукции. Вы должны рассматривать время и средства, затрачиваемые на общение с инвесторами, как на хорошее вложение средств в будущее – и поэтому вы должны быть готовы к тому, чтобы ежедневно уделять этому время наряду с прочими повседневными заботами…».
Номад
« Первый ваш шаг – выбрать Номада. А так как выступать в этой роли - задача не быстрая и отнимающая достаточно много внимания, процесс выбора Номада – это улица с двусторонним движением. Вы, скорее всего, захотите повстречаться с рядом потенциальных кандидатов, но и они также постараются внимательно взглянуть на ваш бизнес, прежде чем согласятся заняться вами. Вот пример того, вокруг чего нужно строить «парад невест-Номадов»: «Мы договорились о встрече с 4 кандидатами и задавали каждому одни и те же 3 вопроса: Во что нам обойдется процесс выхода на биржу? Каков возможный диапазон оценки нашего бизнеса? На какой собственно рынок нам выходить?» Также было бы неплохо для вас провести исследование уже находящихся в листингах компаний в вашем секторе. Это даст вам определенное представление о том, во что может быть оценена ваша компания, и какой рейтинг вы можете получить на рынке. Следующий неплохой шаг – поинтересоваться у кандидата потенциальной базой инвесторов в ваши акции. Если инвестиционный банк/Номад хорошо готов к своей роли, он сможет обсудить с вами, какая часть выпуска должна пойти инвесторам, специализирующимся в вашем секторе или, может быть, к фондам с международным присутствием – и смогут обосновать свое мнение.
Если после первой встречи вы останетесь заинтересованными друг в друге, то ваш контрагент поинтересуется более подробной финансовой информацией и вполне вероятно захочет побывать на ваших предприятиях и в офисах. Прежде всего, его будет интересовать, каков ваш бизнес и как он управляется – годится ли он для листинга и ждет ли этот проект успех. Если Номад все же примет вас «под своё крыло», то он обязательно даст вам свои советы в отношении организационной структуры, состава Совета Директоров и прочих важных вещей, а также поможет вам в выборе остальных консультантов. Он также будет координировать всю деятельность по выводу вас на биржу.
Брокер
Он выступает как ваша главная связь с фондовым рынком и потенциальными инвесторами. Компания, которую вы изберете для этой роли, оценит текущие условия на рынке и будет проводником для получения сведений о возможной реакции инвесторов на ваши акции. Здесь также уместен простой совет – приглядитесь, кто клиенты кандидата, какова их судьба, какой отрасли они в основном принадлежат. Совсем неплохо, если кандидат принадлежит к числу ведущих аналитиков, исследователей вашего сегмента рынка. Кроме того, что брокер консультирует вас и вашего Номада в отношении возможного уровня спроса на ваши акции, он также должен активно продвигать ваши акции потенциальным инвесторам, консультировать по поводу наиболее подходящего объема эмиссии, времени и цены. Он также поможет вам советом по соответствию требованиям регулирующих эту сферу органов и будет продолжать работать с вашими акциями уже после их выпуска – он будет поддерживать их всеми способами, в том числе за счет их покупки у участников рынка с тем, чтобы поддерживать заявленную цену.
Reporting Accountant
Обязателен для горной компании и Reporting Accountant (RA), что-то типа финансового аудитора - компания, обеспечивающая исполнение и представление публичной финансовой отчетности, в этом качестве может выступать и текущая бухгалтерская компания. RA выполняет важнейшую роль – представляет подтверждения, что у компании имеется рабочий капитал, достаточный для обеспечения работы в течение 12 ближайших месяцев (важность чего не в полной мере зачастую учитывается самими горными компаниями), а также некий пресс-агент, назначаемый из числа отобранных биржей компаний (см. ниже).
FINANCIAL PR AGENCIES.
Среди других первоочередных консультантов руководство на первое место выдвигает специалистов по связям (PR) с финансовой общественностью. «Именно они будут помогать вам в том, чтобы максимизировать степень позитивности представления вашей компании среди как общества в целом, так и в профессиональной среде инвесторов в период, предшествующий листингу. Компании, выходящие на фондовые рынки, зачастую недооценивают важность контактов со средствами массовой информации и формирования позитивного представления о своей компании в целом. Ваш консультант по financial PR также должен помочь вам в том, чтобы любое публичное заявление, обнародование любых ваших сведений не нарушали установленных правил. Вы сможете очень скоро убедиться, что после листинга эти агентства могут играть очень важную роль в том, чтобы через процесс регулярных пресс-релизов и иных методов, постоянно поддерживался интерес к акциям вашей компании, ее продукции, специалистам – способствуя тем самым повышению объема капитализации и ликвидности ваших ценных бумаг. Возможно, вы даже сочтете целесообразным, чтобы те ключевые директора, которые будут постоянно под вниманием прессы, прошли специальную медиа-подготовку.
***
В ранее размещенных на bullion.ru материалах говорилось о важности использования механизма привлечения финансовых ресурсов через одну из наиболее активных торговых площадок для акций золотодобывающих компаний – Alternative Investment Market (AIM) в Лондоне. Мы обсуждали и важность роли Номадов – специальной категории компаний, берущих на себя существенную часть рисков горных проектов и своеобразно страхующих акции компаний-добытчиков.
Но интересно будет взглянуть и на то, что же, с точки зрения западных специалистов по инвестициям в горные проекты, выглядит в таких проектах как риски чрезмерные, способные уронить в глазах потенциального инвестора не только авторитет горного проекта или компании, продвигающей его, но и компаний, содействующих такому продвижению.
Один из известных специалистов в этой области, постоянный автор MineWeb, Тим Вуд, сообщает, что располагает выдающимся документом, принадлежащим одному человеку, занимающимся PR+издательством+банкингом «на пол-ставки», текст которого поразительно напоминает рекламные тексты в стиле «пальцы веером», не так давно в обилии встречавшиеся и в Москве. Вуд вынужден констатировать, что если не пресечь в зародыше такого рода рекламно-издательскую деятельность, то появление нового Bre-X – это вопрос времени. Умоляя неопытных инвесторов держаться подальше от «голубых фишек», а при сильном желании нажиться на фоне роста цены на золото и курсов акций золотодобытчиков – хотя бы разузнать хорошенько, кому они собираются вручить свои деньги, Тим Вуд приводит такой список индикаторов повышенного риска инвестиций, на которые необходимо обращать внимание:
• Геологоразведочные компании: обычно они бывают неважными добытчиками.
• Третьеразрядные активы: качество дает прибыль, количество дает диверсификацию. Может быть интересно, только если есть и то и другое.
• Сложная структура владения и управления, закулисные сделки: предоставление опционов на активы компании своим афилированным структурам, «пирамиды», перекрестное владение и управление.
• История формирования структуры капитала – кто получил? Что, почем и почему?
• Нынешние акционеры – лучше, если это известные организации и фонды.
• «Гнилые яблоки»: если кто-то или что-то, связанное с компанией или ее менеджментом, дурно попахивает – держитесь от нее подальше, какие бы заманчивые перспективы они ни рисовали.
• ТЭО – есть ли оно, выполнено ли оно кем-то из независимых и уважаемых профессиональных компаний?
• Наличие специального опыта ключевых менеджеров – ведь горное дело не для дилетантов.
• Множество функций у одного менеджера – иногда это неизбежно, но всегда нежелательно.
• Контракты и сделки с компаниями, принадлежащими членам менеджмента, должны быть особо проверены «на чистоту».
• Опционы, бонусы и премии - представляющие собой раздел прибыли, принадлежащей акционерам, между инсайдерами.
• Увеличение ценности акции (wealth creation ability) – в самом ли деле увеличивается при этом объем ликвидности на акцию (free cash per share)?
• Реальные активы (shareholder equity) – junior-компании могут в мгновение ока обесценить ваш пакет акций практически до нуля. Не является ли компания «пирамидальным заемщиком» (serial financier)? Способствуют ли займы реальному увеличению номинальной стоимости? или уменьшению?
• Не называется ли компания «Золотые Горы» - всегда полные оправданий?
• Цветистый промоушн («продвижение» проекта) – задачей рекламы является заставить инвесторов расстаться со своими деньгами. Некоторые получат их назад с прибылью, но многие – отнюдь. Ведь индивидуальные инвесторы находятся в невыгодном положении, по сравнению с механизмом промоушена (банки, брокеры, аналитики, консультанты).
• Крикливая активность в масс-медиа. Начинающие и еще мало чего достигшие компании часто прибегают к крикливой рекламе в масс-медиа, вкладываясь в восторженные статьи борзописцев в бюллетенях и отчеты псевдо-аналитиков. Весьма распространенная и коварная схема нередко предполагает для таких журналистов-аналитиков предложение опционов, других аппетитно выглядящих инструментов; гонорары директоров или консультантов, которые должны нужным образом их стимулировать, чтобы вылепить сказочный образ. Если вы знаете, что «независимый» отчет оплачен – выбросите его сразу в корзину. Требуйте абсолютной прозрачности в отношении связей журналиста-аналитика с компанией и обладания активов в ней.
• «Намеренные разночтения» - данные, указываемые в пресс-релизах и материалах прессы, не совпадают с данными в документах, поданных в нормативные органы.
• Уклончивость при просьбе сообщить, например, стоимость тонны добычи (mining cost per tonne) - совокупные эксплуатационные затраты (cash costs) скажут вам очень немного.
• Риторика в отношении цен на получаемый продукт – любой рудник выглядит очень привлекательно, если допустить, что цены на продукт будут в 10 раз выше их нынешнего уровня.
• Усреднение основных параметров (например, ключевых годовых показателей –annualizing key numbers) - явный признак манипулирования цифрами. Они должны быть либо фактическими, либо плановыми (forecast), причем менеджмент обязан из шкуры вылезть, но обеспечить их достижение. Если junior-компания не достигает запланированного более чем в течение одного квартала – это очень тревожный знак.
• Аудирование – своевременность финансовых отчетов и профессионализм аудиторов.
(Brewing the next Bre-X, Mineweb, Tim Wood, Jan 23 2003)
Как видим, западный специалист высказывает весьма полезные наблюдения, очень актуальные при работе с проектами где бы то ни было – в том числе и в России. Важно помнить, что опыта потери денег за рубежом накоплено отнюдь не меньше, чем у нас. Мудрые предпочитают учиться на чужом опыте.
Автор: Подготовлено С.А. Егуповым под руководством М.И. Лескова
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет
Зарегистрируйтесь
Для комментирования необходимо войти в систему
Регистрация
Регистрация по Золотом портале!
ЗарегистрироватьсяВойти
Уже зарегистрированы?
Войти